Митрополит Бориспільський і Броварський Антоній — Чи потрібна сучасній людині «сучасна ікона»?

Митрополит Бориспільський і Броварський Антоній — Чи потрібна сучасній людині «сучасна ікона»?

Сегодня некоторые иконописцы считают, что иконы академического письма, выполненные в древнерусской или древневизантийской традиции, устарели, и что современный человек уже не понимает сложной символики традиционной иконописи времен средневековья и поздней античности. Можно также услышать мнение, что с современным человеком нужно говорить на «современном языке», а потому мы наблюдаем такой феномен, как «авангардная икона».

Насколько реальна такая проблема? Действительно ли нашим современникам творчество постмодернистов понятнее творчества А. Рублева или В. Васнецова? И нужен ли сегодня такой поиск? Об этом — Управляющий делами Украинской Православной Церкви, ректор Киевских духовных школ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний, в рамках проекта «Беседы о церковном искусстве».

Одной из основных задач иконы есть попытка направить нашу человеческую природу на путь преображения

Архиепископ Сиракузский и Троицкий Аверкий (Таушев) писал:«Иконопись не должна напоминать молящемуся ни о чем земном, а наоборот должна отвлекать его мысли и чувства от всего земного и переносить его в мир горний, мир духовный».

Мнения о христианском образе и конкретно об иконе — не новы. Скорее всего, они берут свою основу из многовековых Христологических споров о Лике Спасителя. Сюда можно отнести противостояние иконоборцев и иконопочитателей. Вопросы о христианском искусстве подымались на Вселенских соборах, последний из которых и доказал полную догматическую и каноническую победу над противниками иконографии.

Имея огромный багаж из прекрасных святоотеческих трудов, посвящённых христианскому образу, сегодня мы, к сожалению, столкнулись с недопониманием или отсутствием элементарных знаний и азов о «богословии иконы». Некоторые, даже воцерковлённые люди больше воспринимают икону как традицию, не понимая, что одной из основных задач иконы есть попытка направить все наши чувства, ум и всю нашу человеческую природу на путь преображения.

Изографы в первую очередь должны соблюдать каноны христианского искусства

Изографы (иконописцы) как прошлых веков, так и современные, используя толковые и лицевые иконописные подлинники, в первую очередь должны соблюдать каноны христианского искусства, в противном случае их творчество будет направлено на изображение картин на религиозную тематику. Историю такого отхода от указанного канона мы часто наблюдаем в произведениях христианской живописи Синодального периода.

Академический стиль, который преобладал в росписях храмов и иконографии, имел в своей основе активное влияние западноевропейского искусства и не соответствовал православному богословию, вплоть до полного выхолащивания понятия «христианского образа».

Если представить икону как некий сакральный текст (традиционно говорят, что икону «пишут»), то мы должны учиться её «читать». И если кто-либо предлагает упростить или заменить этот «сакральный текст», то кому он будет понятен? Здесь нужно ставить вопрос не о переложении старой иконописи на понятный «современный язык», а о правильном обучении её «чтения». Это, в свою очередь, даст возможность на качественно новом уровне, не нарушая каноны, сделать понятным любое иконографическое произведение.

Например, мы знаем, что икона пишется с натуры, при этом используется определённый набор символов, ибо та натура, которую она изображает, не передается непосредственно. И если мы попытаемся изменить какие-то элементы или символы, то насколько правильно будет отображён тот или иной христианский образ? Богословие, многоплановость и традиция так укоренились в христианской иконе, что отсутствие одного из этих элементов приведёт к непониманию таковой, или — к неправильной трактовке того образа, который на ней изображён.

Учение Церкви может быть искажено не только словом, но и «образом»

Некоторым людям духовное возрождение представляется как некая реставрация церковных традиций, которые не проверены временем и часто приводят к разрушению канонической христианской живописи. Это, в свою очередь, может ввести верных в заблуждение, вместо того, чтобы наставлять. Учение Церкви может быть искажено не только словом, но и «образом».

На сегодняшний день большое разнообразие в манере написания христианских образов и сюжетов: кто-то пишет в манере византийского искусства, кто-то возрождает письмо русских иконописных школ, некоторые в своём творчестве опираются на стилистику барокко и т. д. Такое количество художественных направлений не могло обойти идею создания «авангардной иконы». Основы такого рода живописи хорошо освещены в работе Бычкова В. В. «Икона и русский авангард нач. ХХ века».

Авангард не содержит идеи «изливания Мира Горнего в наш мир, мир дольний»

Если проследить историю становления русского авангарда, то именно «открытие» византийской и древнерусской иконографии в период «серебряного века» дало огромный толчок для целого ряда направлений и приемов, которые были применены художниками-авангардистами XX в.

Например, авангардом в иконографии был заимствован приём «обратной перспективы», но в данном случае авангард не содержит идеи «изливания Мира Горнего в наш мир, мир дольний».

В средневековом искусстве Европы и на Руси была распространена культура «лубочной живописи», и не редко изображалась христианская тематика. Возможно, корни «авангардной иконы» нужно искать именно там.

Поэтому эти изображения — современная лубочная картинка на религиозную тематику с явными элементами авангарда и его замечательными разновидностями. И воспринимается она религиозно просвещённым человеком лишь в этом контексте. Как любое искусство, «лубочная живопись» имеет право на существование, у неё есть свои почитатели — и слава Богу.

Основная цель христианского изобразительного искусства — это созидание, культурное и духовное развитие личности. И если данное художественное направление для человека приемлемо и несёт «позитив», пускай человек эстетически наслаждается им у себя дома или на работе.

Хотелось бы закончить словами талантливого художника, основоположника русского модерна, Виктора Михайловича Васнецова: «Моя живопись — это только слабое отражение, притом еще выхолощенное, очень богатого мира древней русской иконы...»

http://pravlife.org/