Комментирует Управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний.
Например, в первые века христианства в языческой Римской империи Церковь была фактически запрещенной религиозной организацией. И потому над христианами всегда нависала угроза физического истребления.
В христианской Византии сложилась так называемая «симфония» взаимоотношений, в рамках которой Церковь и государство стремились к максимальному сотрудничеству.
В некоторых странах складывались теократические формы правления, при которых церковные иерархи являлись одновременно и государственными правителями. Например, именно такая форма правления долгое время существовала в Черногории, где митрополиты одновременно были и князьями.
С другой стороны, мы знаем немало примеров и так называемой «государственной церковности», в рамках которой, наоборот, Церковь оказывалась под полным контролем государства.
Например, во Франции его понимают как недопустимость официальной поддержки со стороны государства какой бы то ни было религии. Французское государство подчеркивает свой последовательно «лаический» (то есть светский) характер. А вот в Германии отделение Церкви от государства вовсе не означает отказа от сотрудничества между ними. Здесь действует так называемая «кооперационная» модель, при которой государство и религиозные общины активно взаимодействуют в сферах, представляющих общий интерес.
Мне кажется, что сегодня Украина еще не нашла той формы взаимодействия Церкви и государства, которая была бы для нас наиболее приемлема. Уже много лет ведется дискуссия о принятии в Украине в качестве закона Концепции государственно-церковных отношений, в которой ясно указаны принципы взаимодействия между государством и религиозными организациями.
Что касается Украинской Православной Церкви, то мы считаем, что норма об отделении Церкви от государства, конечно же, должна быть сохранена в нашем законодательстве. Эта норма призвана защитить Церковь от вмешательства государства в ее внутренние дела. С другой стороны, и Церковь ни в коем случае не должна становиться субъектом политического процесса. Церковь должна оставаться вне политики.
При этом наша Церковь открыта к конструктивному взаимодействию с государством, например, в сфере социального служения, в сфере образования, в делах милосердия и благотворительности, в деле сохранения и защиты общественной морали, в поддержке института семьи и так далее.
http://pravlife.org