Митрополит Антоний (Пакнич): Усердно молим Господа о мире

Митрополит Антоний (Пакнич): Усердно молим Господа о миреЛетом христианский мир ждет очень важное событие — Всеправославный Собор, где соберутся предстоятели поместных церквей. Идея созвать такой собор возникла еще полвека назад. Путь к ее реализации оказался долгим и только сейчас дело дошло до практических шагов. Одним из них стала встреча глав православных церквей, состоявшаяся в конце января. С разговора об этом мероприятии и началась наша беседа с Управляющим делами УПЦ, ректором Киевских духовных академии и семинарии митрополитом Бориспольским и Броварским АНТОНИЕМ.


— В недавнем собрании глав Поместных православных церквей мира в Швейцарии принимал участие митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. Чем было продиктовано его присутствие там, ведь он не является главой автокефальной церкви?

— Приглашение Предстоятеля Украинской Православной Церкви на встречу такого уровня не является какой-то новацией. Скорее, это уже определенная традиция. В 2008 г. Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир уже принимал участие во встрече (или Синаксисе, как ее называют по-гречески) Предстоятелей Поместных Православных Церквей, которая тогда проходила в Стамбуле. И теперь Предстоятель нашей Церкви — Блаженнейший Митрополит Онуфрий — вновь получил возможность принять участие в такой встрече. На этот раз — в Швейцарии в пригороде Женевы — Шамбези.

Диалог предполагает открытость и доверие...

— В Шамбези обнародована информация о нарушении прав верующих Украинской православной церкви. Насколько вообще остра религиозная ситуация в Украине? И какова была реакция присутствующих?

— Это является очень серьезным вызовом не только для нашей Церкви, но и для украинского общества в целом. В течение 2014—2015 гг. в пользу «Киевского патриархата» был захвачен 31 храм Украинской Православной Церкви, еще в 12 населенных пунктах сохраняются конфликтные ситуации, которые могут привести к силовым действиям против общин нашей Церкви.

К сожалению, местные органы власти (прежде всего сельские советы и областные госадминистрации) принимают решения, направленные против религиозных общин Украинской Православной Церкви. Зачастую эти решения вступают в прямое противоречие с действующим законодательством.

К тому же против прихожан нашей Церкви применяется физическая сила. Полиция предпочитает не вмешиваться в конфликты. В результате наши прихожане оказываются беззащитными. Наиболее проблемные в этом отношении Ровенская и Тернопольская области.

Мы всегда стараемся отстаивать свои законные права в суде. Но, увы, зачастую решения судов, принятые в пользу общин нашей Церкви, игнорируются местными властями. Например, в последние месяцы особый резонанс получил конфликт в селе Птичья Ровенской обл. Наша религиозная община уже трижды выигрывала судебные процессы. Ее право собственности на храм неоспоримо. Тем не менее давление на священника и прихожан нашей Церкви продолжается.

И подобных примеров, увы, немало. Еще до созыва Синаксиса в Шамбези свою поддержку Украинской Православной Церкви высказали Предстоятели Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Сербской, Болгарской и Польской Церквей. И во время работы Синаксиса иерархи со всего мира выражали искреннюю поддержку Блаженнейшему Митрополиту Онуфрию.

— В Швейцарии обсуждался вопрос только захвата храмов УПЦ или в «украинском контексте» затрагивались темы и помасштабнее? Например, о возможности канонического признания Киевского патриархата?

— В повестке дня Синаксиса не было вопроса о пересмотре канонического статуса каких-то Церквей или о принятии мер по преодолению церковных расколов. Поэтому тема украинских церковных разделений не была в Шамбези предметом специального обсуждения. Но при этом, конечно, церковная ситуация в Украине волнует все Поместные Церкви. Так что и в ходе официальных заседаний, и, так сказать, в кулуарах об Украине говорили немало.

Для нас очень важно, что Константинопольский патриарх Варфоломей прямо заявил о том, что признает Блаженнейшего Митрополита Онуфрия единственным каноничным главой Православной Церкви в Украине. Также патриарх Варфоломей заверил, что не будет предпринимать никаких односторонних шагов по отношению к украинской церковной ситуации.

— А что мешает начать диалог между УПЦ МП и УПЦ КП? В его рамках можно было бы попытаться решить проблемы, накопившиеся за долгий период противостояния...

— Диалог предполагает открытость и доверие. Если между участниками диалога есть доверие, то они могут смотреть друг другу в глаза и сообща искать решение наболевших вопросов. Но о каком доверии и открытости можно говорить, если сторонники «Киевского патриархата» инициируют захваты храмов нашей Церкви или прямо призывают к силовым действиям против наших общин? О каком доверии может идти речь, если из уст официальных представителей «Киевского патриархата» мы постоянно слышим клевету в адрес нашей Церкви? Потому сейчас для нас важно прежде всего восстановить утраченное доверие.

Понятно, что важным шагом на этом пути мог бы стать отказ «Киевского патриархата» от незаконно занятых им храмов нашей Церкви. Руководство «Киевского патриархата» должно было бы повлиять на своих клириков и прихожан, чтобы они соблюдали судебные решения, принятые в пользу общин Украинской Православной Церкви.

Также было бы крайне важно, чтобы руководство «Киевского патриархата» призвало радикальные националистические организации отказаться от силовых действий, направленных против общин нашей Церкви. Это помогло бы проложить путь к конструктивному диалогу.

История с оригиналом

— Недавно в Киеве прошел Собор епископов УПЦ. Какое его решение Вы считаете наиболее значимым?

— Собор работал 29 января в Киево-Печерской Лавре. Буквально накануне Блаженнейший Митрополит Онуфрий вернулся в Киев из Швейцарии, где принимал участие во встрече Предстоятелей Поместных Православных Церквей. Поэтому главное внимание на Соборе было уделено проблеме подготовки к Всеправославному Собору.

Его Блаженство подробно рассказал собравшимся епископам о том, какие вопросы обсуждались в Шамбези и какие были приняты решения. Рассказ Блаженнейшего Онуфрия о работе Синаксиса стал самым важным пунктом повестки дня Собора епископов. Выслушав сообщение Его Блаженства, Собор обратился к духовенству и мирянам Украинской Православной Церкви с призывом вознести особые молитвы об успешной подготовке и плодотворной работе Всеправославного Собора.

— Почему Ваш епископат никак не отреагировал на обращение Президента Украины, которое было направлено в адрес Собора?

— Мы всегда оглашаем все приветствия и обращения, которые поступают от органов государственной власти в адрес церковных форумов. Обычно оригиналы таких обращений заранее присылаются в канцелярию Киевской Митрополии, здесь они регистрируются и передаются Предстоятелю Церкви, который их и оглашает на Соборе.

Однако оригинал обращения президента к Собору епископов Украинской Православной Церкви и до сегодняшнего дня не поступал в канцелярию Киевской Митрополии. Именно потому, что в распоряжении Блаженнейшего Митрополита Онуфрия не было оригинала этого обращения, оно и не могло быть оглашено на Соборе.

— Накануне Собора возник ведь еще один инцидент. От имени некой «Лиги защитников канонического православия» возле ряда храмов УПЦ распространялись листовки с призывом к епископату вашей церкви отлучить от нее Петра Порошенко...

— Буквально в день работы Собора Блаженнейший Митрополит Онуфрий записал специальный комментарий по этому поводу, который тогда же был размещен в сети интернет. Его Блаженство заявил, что Украинская Православная Церковь не имеет никакого отношения ни к анонимной «Лиге защитников канонического православия», ни к распространяемой ею листовкой. Также он подчеркнул, что наша Церковь молится за Петра Алексеевича Порошенко «как за главу нашего государства и как за брата нашего по вере». Думаю, что едва ли что-то можно добавить к этому исчерпывающему разъяснению.

Капелланы

не только в армии

— Как Вы прокомментируете подготовку Экспертным советом по вопросам свободы совести и деятельности религиозных организаций при Министерстве культуры Украины методических рекомендаций для областных государственных администраций по унификации практики регистрации уставов религиозных общин?

— По замыслу разработчиков, эти методические рекомендации должны будут установить не только более четкую и единообразную процедуру регистрации религиозных общин, но и порядок смены этими общинами своей юрисдикции. Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» устанавливает право религиозной общины на ее подчиненность в канонических и организационных вопросах любым действующим в Украине и за ее пределами религиозным центрам (управлениям) и свободное изменение этой подчиненности. Но при этом законодательством Украины на данный момент не определено, каким образом может изменяться эта подчиненность.

Но этот пробел фактически восполняется уставами наших религиозных общин, в которых четко и ясно прописано кто, как и каким образом принимает решения о деятельности религиозной общины, в том числе и о смене ее подчиненности. На сколько, мне известно, аналогичные процедуры прописаны и в уставах религиозных общин других конфессий.

Предложенные Министерством культуры рекомендации фактически устанавливают новую процедуру смены подчиненности, которая не согласуется с нормами, прописанными в уставах наших общин. Если эти рекомендации будут введены в действие, это будет означать фактическое узаконение печальной практики захвата храмов Украинской Православной Церкви. Мне кажется, в нынешней ситуации было бы правильно передать функции регистрации уставов религиозных общин Министерству юстиции Украины, которое может вполне успешно и беспристрастно справляться с этой задачей.

— Если говорить о взаимодействии Церкви с государственными учреждениями, то, скажите, как Вы оцениваете идею внедрения в Украине медицинского капелланства?

— Медицинское капелланство — это важное направление пастырского служения, которое пока еще мало развито в Украине. У нас под словом «капелланство» обычно понимают лишь пастырскую работу с военнослужащими. Но на самом деле этот термин гораздо шире. Например, в Западной Европе капелланами принято называть священников, несущих служение не только в армии, но и в пенитенциарных учреждениях, в пожарной охране, больницах и в других общественных учреждениях. Наша Церковь, конечно же, положительно относится к перспективе законодательного урегулирования служения медицинских капелланов.

К настоящему времени разработаны проекты документов, касающиеся внедрения в Украине медицинского капелланства. Но, к сожалению, эти документы не были должным образом согласованы с конфессиями, входящими во Всеукраинский совет церквей и религиозных организаций.

Полагаю, что здесь нужно идти тем же путем, которым государство шло к внедрению военного капелланства. Сначала было принято постановление Кабинета Министров о создании службы военного духовенства, а затем уже на основании этого распоряжение Министерство обороны во взаимодействии с представителями конфессий выработало Положение о службе военного духовенства.

Кроме того, мне хотелось бы особо подчеркнуть, что задача священника, который служит в вооруженных силах, пенитенциарных или лечебных учреждениях не должна сводиться к выполнению функций социального работника или психолога. Священник несет особое служение, его задача — духовная забота о тех, кто в ней нуждается. И это нужно учесть при разработке документов, касающихся медицинского капелланства.

— Чего следует ожидать УПЦ и Украине в 2016 году?

— Мы очень надеемся на то, что на нашей земле установится прочный и незыблемый мир. Мы постоянно усердно молим об этом Господа. Надеюсь, что в наступившем году будет положено начало подлинному примирению между нашими соотечественниками.

Cергей БУРЛАЧЕНКО
www.2000.ua