Православная Украина и Европа: сходства и отличия

Православная Украина и Европа: сходства и отличияУправделами УПЦ в конце апреля с трёхдневным визитом посетил Францию. Что знают в Европе об Украине и насколько им близка наша культура — делится митрополит Антоний (Паканич).

 

 

— Владыко, Вы вернулись из Страсбурга, где открыли  мероприятия, посвященные 1000-летию со дня преставления князя Владимира. Что знают об Украине в Европе? И насколько им близка наша культура?

— В первую очередь хочется отметить высокий уровень организации  культурного вечера в честь тысячелетия со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира. Помимо, собственно, концертной программы, которая была представлена участием в ней нескольких ведущих музыкантов, в частности, нашим соотечественником А.И. Ботвиновым, была также организована выставка работ известных украинских художников, которая вызвала немалый интерес у страсбургцев. Насколько мне известно, наши художники получили приглашения на организацию подобных выставок и в других городах Европы.

Все это — и концерт, и выставка — проводилось для того, чтобы показать европейцам богатую культуру и историю Украины. Мы приехали не просить, а дать. И, как мне кажется, многие из тех, кому удалось побывать на этом мероприятии, смогли увидеть, что Украина — богатейшая в духовном плане страна!

 

— В Страсбурге Вы встречались не только с политиками, но и с представителями местной православной общины? Каковы Ваши впечатления? Сильно ли отличаются православные в Западной Европе от наших?

— Да, за время этого короткого визита удалось пообщаться со многими людьми. И должен сказать, что многое приобрёл из этого общения. Например, в очередной раз, нашел подтверждение того факта, что Православие, пусть и не всегда зримо, оказывает огромное влияние на современную европейскую культуру и политику. Так, многие европейцы, сами, будучи представителями иных христианских конфессий, всерьез увлечены православной духовной традицией. И речь идет не только об иконе.

Например, мы встретили людей, которые серьезно занимаются изучением православного церковного пения, в частности, певческой культуры Киево-Печерской Лавры. Также многие европейцы живо интересуются тем, как Православие отвечает на те или иные вызовы современности. Конечно же, современное понятие образованного человека для многих французов включает в себя знакомство не только с Библией, но и с трудами некоторых отцов Церкви, а также с богословскими работами, например, Владимира Лосского, который долгое время жил именно во Франции и книги которого достаточно популярны среди французов. Так, пономарь храма в честь Всех Святых, француз по национальности, Артюр (в крещении Филипп, если не ошибаюсь) во многом именно благодаря изучению трудов русских религиозных деятелей принял Православие.

 

— Что больше всего поразило, запомнилось?

— Сам приход в честь Всех Святых поразил своей, если можно так выразиться, «вселенскостью». Прихожанами храма являются украинцы, русские, грузины, румыны, молдаване, албанцы, греки, французы... И окормляются они священниками Русской Православной Церкви! Часто они имеют свои собственные политические взгляды и убеждения, но, вместе с тем, они едины во Христе! И это очень важно!

Ведь благодаря христианской позиции отца-настоятеля, игумена Филиппа, все эти люди смогли преодолеть националистический соблазн в Церкви. Они остались патриотами своих стран, но при этом поняли самое главное — Церковь не политическая организация, а Тело Христово, и нельзя смешивать политические взгляды с религиозными.

 

— В чём основное отличие православных в Страсбурге?

— Говоря об отличиях православных христиан Западной Европы от православных христиан Украины, я бы, в первую очередь, подчеркнул вот это их умение всегда быть христианами и уважать позицию другого человека, что возможно только тогда, когда ты видишь в нем образ Божий. Этого нам часто не хватает.

С другой стороны, они, христиане Западной Европы, по понятным причинам — историческим и, в какой-то мере, культурным, находятся в меньшинстве, что, в свою очередь, налагает определенный отпечаток на их образ жизни. Так, им приходится ежедневно свидетельствовать о Христе-Спасителе перед лицом иноверцев (мусульман, например), людей других христианских конфессий или вообще атеистами. И вот способность в такой сложной ситуации (я имею ввиду не только религиозную, но и политико-социальную) не потерять Христа, сберечь Его присутствие в своей жизни — это, по-моему, самое большое чудо.

Православные христиане Страсбурга — это действительно светлые и открытые люди, смотря на которых хочется возносить слова благодарности нашему Творцу. Укрепи их Господь!

http://www.pravlife.org