Митрополит Антоний: Всеукраинский крестный ход к юбилею равноап. кн. Владимира — это свидетельство о единстве нашей Церкви

Митрополит Антоний: Всеукраинский крестный ход к юбилею равноап. кн. Владимира — это свидетельство о единстве нашей ЦерквиМитрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич) комментирует решения последнего Синода УПЦ: проведение Всеукраинского крестного хода с мощами равноапостольного князя Владимира, создание в епархиях реабилитационных центров для участников АТО и открытие монастыря в Крыму.


- Высокопреосвященнейший владыко, Священный Синод УПЦ, который состоялся на днях (01.04.2015) в Киево-Печерской Лавре принял решение о широкомасштабном праздновании 1000-летия со дня преставления Святого равноапостольного князя Владимира. Расскажите подробнее о будущих торжествах.

— Хочу отметить, что церковные торжества или отмечание каких-либо памятных дат сильно отличаются от того, что мы видим в светском обществе. Для Церкви самое большое торжество — это молитва. В случае же с 1000-летием преставления князя Владимира — это сугубая, или если хотите, особая молитва.

Так, с мая по июль планируется провести Всеукраинский крестный ход с мощами равноапостольного князя Владимира. Хочу подчеркнуть, что провести этот крестный ход планируется по всем епархиям УПЦ, то есть и по территориям епархий, находящихся в АР Крым, и, конечно же, по тем территориям, где, к сожалению, еще слышится грохот орудий. Во время крестного хода будет организован сбор средств, которые будут использованы для помощи тем, кто пострадал на востоке нашей страны.

Крестный ход — это молитва. И мы, как верующие люди, знаем, что сердечная молитва к Богу способна на многое. Поэтому этот крестный ход должен объединить тех, кто молится о мире в Украине. Далее, это, конечно же, большая поддержка для наших братьев и сестер, которые сейчас страдают от пуль и взрывов. Хочу отметить, что на сегодняшний день наша Церковь отправила на восток Украины более трех тысяч тонн гуманитарной помощи, а также собрала для пострадавших в ходе боевых действий около тридцати миллионов гривен. Вместе с тем, мы прекрасно понимаем, что этой помощи недостаточно, поэтому сбор средств во время крестного хода — это напоминание всем нам о том, что нуждающегося нельзя оставлять без помощи.

Кроме того, крестный ход — это свидетельство о  единстве нашей Церкви. Мы неоднократно заявляли и заявляем, что Церковь Христова не зависит от границ, барьеров и рубежей. Она исполняет свою миссию несмотря на политические условия или социальные катаклизмы. Крестный ход с мощами равноапостольного князя Владимира — это подтверждение нашей позиции.

 

- На Синоде было принято решение по поводу создания во всех епархиях УПЦ реабилитационных центров для участников АТО. Почему Церковь решила заниматься этой проблемой?

— Мы знаем, как тяжело адаптироваться к условиям нормальной жизни тем, кто прошел через войну. Сегодня все чаще встречаются люди, которым можно, с точки зрения медицинской, диагностировать так называемый «афганский синдром» — посттравматическое стрессовое расстройство, которое является результатом участия в боевых действиях. Это касается не только военных, но и мирных жителей. Поэтому и было принято решение о том, чтобы создать во всех епархиях центры духовной поддержки и реабилитации участников боевых действий на востоке Украины.

 

- Также было принято решение об открытии трех монастырей, и один из них в Крыму. Кого-то это может удивить, в связи с последними провокациями в СМИ по поводу статуса «крымских» епархий на полуострове. Прокомментируйте, пожалуйста, как это решение иллюстрирует реальное положение епархий УПЦ на полуострове Крым.

— Да, на заседании Священного Синода УПЦ от 01.04.2015 было, помимо прочих, принято решение и об открытии на территории Джанкойской епархии монастыря в честь Преображения Господня. Я думаю, что такое решение — это более чем яркое свидетельство того, что крымские епархии УПЦ продолжают руководствоваться в своем управлении именно уставом УПЦ. Никаких изменений в новой редакции устава, которые бы касались имущества крымских епархий, не предусмотрено. Более того, УПЦ не имеет, к сожалению, с точки зрения Конституции Украины статуса юридического лица, а поэтому она не владеет и не распоряжается имуществом. Мы неоднократно обращались в соответствующие органы власти с просьбой предоставить Церкви такой статус. Однако, наши просьбы услышаны не были. Поэтому мы и находимся сейчас в ситуации, когда Крымские епархии остаются в составе УПЦ, однако защитить их юридически мы не можем.

Поэтому более чем странными мы считаем заявления некоторых журналистов о том, что руководство нашей Церкви якобы передало крымские епархии в прямое подчинение Синоду РПЦ. То, что это неправда, мы говорили  с самого начала, говорим и сейчас. Подтверждением этих слов стала регистрация новой монастырской общины на территории АР Крым. Скорее всего, это решение будет проигнорировано журналистами, ведь они очень редко извиняются за свои ошибки.

В этой ситуации удивляет даже не их непрофессионализм, к которому, к сожалению, украинский телезритель уже привык, а удивляет желание любыми средствами опорочить нашу Церковь и сделать все, чтобы на Украине, помимо политического противостояния, вспыхнуло еще и религиозное.

Журналисты, которые готовили тот сюжет, не обращались за комментариями к стороне, которую они обвиняли. Далее, в качестве «документов» были показаны листочки с текстом неизвестного происхождения. Все заявления, которые звучали в сюжете, не были подтверждены хотя бы какими-то фактами — все строилось на предположениях, допущениях и эмоциональных суждениях авторов сюжета. Буквально в каждом слове чувствовалась ненависть и злоба по отношению к Церкви. Даже когда мы созвали пресс-конференцию, на которой были расставлены все точки над «і», журналисты, вместо того, чтобы признать свою ошибку, продемонстрировали всему украинскому обществу очередной пример интеллектуальной эквилибристики и извратили все, что было сказано представителями нашей Церкви. Объяснять это чем-то другим, кроме как заангажированным отношением к самой большой религиозной деноминации в Украине, наверное, нет смысла.

Беседовали Наталья Горошкова, Дмитрий Марченко
Православие и мир