«Добрый юмор – индикатор духовной трезвости» — митрополит Антоний (Паканич)

«Добрый юмор – индикатор духовной трезвости» — митрополит Антоний (Паканич)Владыка Антоний стал руководителем нового миссионерского проекта «Православный журнал "НАПРАВО"», первый номер которого вышел в начале Петрова поста. По мнению владыки, издание, призванное отражать подлинную жизнь Церкви, будет это делать в формате, далеком от штампов, – освещать многие вопросы в оптимистическом ключе, в т.ч. прибегая к юмору и иронии.

Может ли христианин быть веселым, шутить над другими и самим собой? Чем для него является чувство юмора, нужно ли его проявлять, и в каких ситуациях юмор уместен? Об этом и других особенностях человеческого характера читайте в интервью с МИТРОПОЛИТОМ БОРИСПОЛЬСКИМ и БРОВАРСКИМ АНТОНИЕМ.



— Чувство юмора — это христианская добродетель?

— В нормальном, здоровом юморе есть духовная польза: ведь если юмор добрый, то цель шутки заключается в утешении человека, а не просто в том, чтобы блеснуть собственным остроумием или посмеяться над кем-то. Если мы умеем употреблять юмор тактично, не осуждая при этом ближнего, то в доброй шутке есть резон. Зачастую именно юмор помогает снизить напряжение в конфликтных ситуациях, переключить сознание, так сказать, разрядить обстановку.

Но в то же время не думаю, что чувство юмора можно назвать добродетелью. Добродетель – это моральное качество человека, которое проявляется в его воле и поступках, в то время как чувство юмора – это способность подмечать нечто комическое в ситуации. В любом случае, важно помнить, что шутить можно, не забывая о чувстве меры. Юмор не самоцель, и поэтому шутить нужно очень осмотрительно. Ведь иногда даже добрая шутка может смутить и обидеть человека.


«Смех может помочь человеку побороть негативные чувства, помогает ему не отчаяться»

— Что такое смех с православной точки зрения?

«Добрый юмор – индикатор духовной трезвости» — митрополит Антоний (Паканич)— Хорошо об этом пишет Федор Достоевский в романе «Подросток»: «Веселость человека – это самая выдающая человека черта, с ногами и руками. Иной характер долго не раскусите, а рассмеется человек как-нибудь очень искренно, и весь характер его вдруг окажется как на ладони. Только с самым высшим и самым счастливым развитием человек умеет веселиться сообщительно, то есть неотразимо и добродушно. Я не про умственное его развитие говорю, а про характер, про целое человека».

Кроме того, смех может помочь человеку побороть негативные чувства, помогает ему не отчаяться. Наоборот, быть постоянно серьезным, находиться в постоянном напряжении очень тяжело. Так, преподобный Антоний Великий всегда разбавлял свои духовные поучения юмором. И когда некоторые его ученики смущались по этому поводу, преподобный приводил в пример тетиву лука: если ее сильно перетянуть, то лук может сломаться. Точно также и человек – если его все время держать в духовном напряжении, то велика опасность срыва.

В тоже время нужно научиться различать, когда время для плача, а когда для веселья. В Библии на этот счет есть остроумное высказывание: «Есть время сетовать, а есть время плясать» (Еккл. 3,4).
«Единственная печаль, которая прилична христианину, – печаль о грехах, а это – дело сугубо личное в отношениях человека с Богом»

— Было ли свойственно чувство юмора святым отцам?

— Строгость к самому себе совсем не исключает веселого духа и умения шутить. Из житий святых мы знаем, что многие подвижники всегда были исполнены радостного духа. Их плач был чем-то личным, тем, к чему они прибегали только наедине с Богом. Единственная печаль, которая прилична христианину, – печаль о грехах, а это – дело сугубо личное в отношениях человека с Богом.

Преподобный Серафим Саровский говорил, что когда на человека наваливается много труда и даже находит уныние, то зачастую именно добрая шутка может его ободрить. А преподобный Амвросий Оптинский очень часто начинал разговор со своими посетителями именно с шутки и тем самым сразу располагал человека к себе. Читая поучения преподобного, проникаешься теплой атмосферой общения старца со своими духовными чадами, пронизанной любовью и искрометным юмором.

— Бывали ли Вы в ситуации, когда юмор помог Вам справиться с трудностями?

– Конечно! Наверное, так бывает в жизни каждого человека – улыбка меняет направление самых сложных ситуаций.


«Радоваться жизни не противоречит понятиям о праведности христианина»

— Некоторые считают, что православие и юмор - несовместимые понятия, что православным запрещено иметь чувство мора.

«Добрый юмор – индикатор духовной трезвости» — митрополит Антоний (Паканич)– Совсем не запрещено. Да и как можно запретить чувство юмора?! Мне кажется, оно или есть у человека, или отсутствует. Где-то в стереотипах иногда создается представление о людях верующих как об угрюмых, всегда серьезных людях. Это впечатление ошибочное, так как верующий человек не должен унывать.

Впадать в депрессию – грех. А радоваться жизни не противоречит понятиям о праведности христианина, ведь само христианство – религия высшей радости, радости о том, что Господь наш Иисус Христос своим Воскресением освободил нас от власти диавола и смерти и дал нам возможность стать причастниками Его Божественной жизни.
«Умение посмеяться над собой учит нас смирению и кротости»

— Самоирония – это полезная черта характера?

– Самоирония полезна в том случае, если за ней следуют правильные поступки и исправление человека. Иначе она останется всего лишь пустыми словами. Польза самоиронии заключатся в том, что она помогает человеку бороться с обидой и больным самолюбием. Умение посмеяться над собой учит нас смирению и кротости. А по-настоящему кроткий человек не раздражается сам и не раздражает других.

С другой стороны, православные аскеты учат, что всякое явное порицание себя на показ может оказаться замаскированной похвалой, что является первым шагом к развитию в человеке гордости и славолюбия.

Беседовала Наталья Горошкова

Православие в Украине